Родителям об адаптации малышей к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для Ваших малышей, это прежде всего, первый опыт коллективного общения. Как бы ни был ребенок общителен и самостоятелен, первые дни пребывания в детском саду будут для него трудными. Все дети проходят через этот сложный, адаптационный период.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который проходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
При поступлении в детский сад дети ведут себя по-разному. Одни приходят в группу уверенно, выбирают чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи отклоняют все предложения воспитателя, боятся отойти от мамы, много плачут. Причины, объясняющие такое разное поведение детей могут быть разными.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Родители готовят его к поступлению в детский сад.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с детьми и взрослыми. В саду все для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек, ты сможешь все рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду детки кушают, играют, гуляют».
Одной из главных причин является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых сужен до минимума, ограничен рамками семьи (папа, мама, бабушка, дедушка). Чем более узок был круг общения до поступления в ДОУ, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Если у ребенка ограничен опыт общения со сверстниками, большее количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми, сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. Посещайте с ребенком детские парки и площадки; приучайте к игре в песочнице, на качелях, на новогодних праздниках; ходите на дни рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, помощь другим детям.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку какой он молодец, как Вы гордитесь, что он поступил в детский сад.
Домашний режим необходимо заранее перестроить под распорядок детского сада. Режим дня для маленького ребенка – залог его здоровья, активности и хорошего настроения. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим для ребенка к режиму дня в детском саду.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют долго, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
Требования родителей должны быть последовательны и доступны. Тон, которым Вы сообщаете требование, выбирайте дружественно-разъяснительный.
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более, чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.